Новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда



	  

Новый порядок проведения аттестации рабочих мест  по условиям труда.

Проведение аттестации рабочих мест (далее АРМ) является одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда сотрудников (ст. 212 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ).

В настоящий момент действует Порядок проведения АРМ, утверждённый приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н (ред. от 12.12.2012 г.) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее Порядок). Его требования распространяются как на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), так и на организации, оказывающие услуги по проведению АРМ (далее аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. АРМ проводится совместно работодателем и привлечённой аттестующей организацией, на основании договора гражданско-правового характера.

В настоящий момент аттестующей организацией считается юридическое лицо, аккредитованное в порядке, утверждённом Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», с изменениями от 22.11.2011 г., в качестве организации, оказывающей услуги по АРМ и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Перечень аккредитованных аттестующих организаций размещён на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого она проводит АРМ. Работодатель может привлечь несколько аттестующих организаций. При этом работа по АРМ может быть распределена между аттестующими организациями как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Периодичность проведения аттестации для всех работодателей установлена общая - не реже 1 раза в 5 лет. Однако с учетом внесенных в Порядок проведения АРМ изменений, с 26.02.2013 г. не подлежат повторной аттестации рабочие места, на которых по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры, утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 г. № 302н.

Новый порядок проведения аттестации рабочих мест  по условиям труда.

Началом проведения очередной АРМ считается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика ее проведения. Аттестация вновь созданных рабочих мест должна быть проведена работодателем не позднее 1 года с момента их создания.

Если работодатель не провёл АРМ он может быть привлечён к ответственности в виде наложения административного штрафа. Суммы штрафов установлены: для должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном аналогичном административном правонарушении виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ).

В настоящее время Минтруд России разработал проект Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которым предлагается установить единую и обязательную для всех работодателей процедуру специальной оценки условий труда. Проектом предусмотрено, что специальная оценка условий труда заменит аттестацию рабочих мест, производственный контроль и госэкспертизу условий труда. Принятие данного Закона ожидается осенью 2013 г. С текстом Проекта можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения по адресу www.regulation.gov.ru.