Обоснование сокращения санитарно-защитной зоны

(свидетельство о допуске СРО)

	  

Обоснование сокращения санитарно-защитной зоны

Требования санитарного законодательства о необходимости организации санитарно-защитных зон распространяются на размещение, проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию предприятий и объектов, являющихся источниками неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Зачастую юридические лица или индивидуальные предприниматели начинают хозяйственную или иную деятельность не только на специально выделенном земельном участке, но и в  различных  зданиях и помещениях на правах аренды.

Соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение при этом требуется не всегда, только при осуществлении видов деятельности, указанных в Письме  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/14830-12-32 от 25.12.2012 г. «О санитарно-эпидемиологической экспертизе».

Как правило, новый арендатор, субарендатор или собственник здания (сооружения, помещения), использует площади с изменением профиля деятельности ранее существующего объекта (мощности, ассортиментного перечня производимой и реализуемой продукции, технологического процесса и т.д.), с проведением реконструкции и перепланировки помещений.

Для этого владельцы объектов прибегают к услугам проектных организаций, которые иногда  учитывают гигиенические нормативы параметров микроклимата и освещенности, требования к вентиляции и кондиционированию, к отделке помещений и к применяемым строительным материалам, но не всегда учитывают требования санитарного законодательства по организации санитарно-защитных зон.

В дальнейшем, при получении различной разрешительной документации, при проведении плановых проверок объектов, жалобах жителей, возникают различные проблемы.

Необходимо знать, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в новой редакции) для всех объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны).

Основанием для разработки проекта СЗЗ также являются:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.
  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.
  • СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и другими действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

При разработке проекта СЗЗ и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы и документации (материалов) по установлению размеров санитарно-защитных зон используются понятия, установленные федеральным законодательством и санитарными нормами и правилами:

Обоснование сокращения санитарно-защитной зоны

  • Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - территория, ширина которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническим нормативом, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническим нормативом, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
  • Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы промышленной площадки до ее внешней границы в заданном направлении.
  • Граница санитарно-защитной зоны предприятия на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и другие) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками.
  • Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
  • Санитарный разрыв - расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия (загрязнения), уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов и/или величин приемлемого риска для здоровья населения.
  • Источники воздействия (загрязнения) на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) - объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
  • Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны - размер СЗЗ, установленный для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов.
  • Разработка санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов - осуществляется последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
  • Проектирование санитарно-защитных зон - осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта, производства и сооружения и/или группы промышленных объектов и производств.

Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает полный перечень услуг при разработке проекта обоснования сокращения санитарно-защитной зоны предприятия и документации (материалов) по установлению размеров сокращенной СЗЗ и выполняет следующие работы:

1-й этап: разработка и согласование проекта СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора

  • Выявление источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду, организация проведения натурных измерений, необходимых для проведения расчетов рассеивания загрязняющих веществ и расчетов уровней шума;
  • Получение необходимой справочной информации по фоновым загрязнениям территории, ситуационного плана расположения объекта, перспективе развития прилегающей территории;
  • Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны  по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха с использованием программных расчетов;
  • Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны  по фактору акустического воздействия и другим видам неионизирующих излучений;
  • Оформление графических материалов с нанесением интегральных границ СЗЗ по всем факторам неблагоприятного воздействия с учетом перспективного развития прилегающей территории;
  • Разработка раздела «Благоустройство и озеленение санитарно-защитной зоны»;
  • Разработка необходимых шумозащитных и воздухоохранных мероприятий для достижения уровней химического, биологического, физического воздействий до ПДК и ПДУ;
  • Разработка мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ и режиму ее использования.

Обращаем Ваше внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ (Раздел 4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

2-й этап: утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора

  • Проведение натурных измерений атмосферного воздуха, уровней шума, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ для объективного доказательства достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ.
  • Консультации при проведении санитарно-технических мероприятий по снижению техногенного воздействия предприятия на среду обитания (оборудование газоочистных установок, шумозащитных экранов, реконструкция вентиляционных систем и т.д.), если необходимость таковых определена на 1-м этапе;
  • Составление технического отчета по результатам проведенных исследований и санитарно-технических мероприятий;
  • Получение санитарно-эпидемиологического заключения по установлению границ СЗЗ в территориальном отделе Управления Роспотребназдора.

В соответствии с письмом Главного государственного санитарного врача РФ  № 01/9550-12-32 от 24.08.2012 г., лабораторные наблюдения проводятся от 30-ти до 50-ти дней в зависимости от класса опасности объекта и должны быть распределены в течении года по-сезонно.

Специалисты компании «ЭкоЦентрПроект» имеют большой опыт разработки проектов обоснования сокращения СЗЗ для объектов различных сфер деятельности и выполнения работ необходимых для утверждения границ СЗЗ.